Ruza (guriza) wrote,
Ruza
guriza

Category:

Ясса — божество Полян и Гетов.


Ясса, Поревид и Гров, три божества, которые все входят в состав Славянского многобожия, но которых отличительные свойства и принадлежности, равно как и образ служения им, и другие касательно сего подробности не могши описать с некоторою вероятностью, за недостатком письменных о том показаний или изустных преданий, я прохожу не сказав о них ни слова; ибо я не взялся представлять искусственные сплетения вымысла вместо истин более или менее сомнению подверженных. (Словарь русских языческих богов)

Ясмень (Ясонь, Хасонь, Ессе) — от слова «яркий», божество первоначального света. У древнейших Славян он почитался высшим божеством и назывался иначе Язмень, Яшмун и Шмун, а те,которых почитали происшедшими от него,назывались Яси,Язи или Азы. Этого бога знали и чехи. У них это имя означало «яркий», «красный». Польский историк Длугош называет его Ессе, связывая его с Юпитером. По объяснению Воланского, Езмень или Ясмень, Асмен, также Ясень есть имя древнего божества, почитавшегося у восточных народов, также в Фракии и Трое. Асмен или Есмун был Бог неба и всего мира. В иранской традиции Асман божество неба, Отец-Небо, составляющий пару с Матерью-Землей Зам.

Ясна — первая и важнейшая часть Авесты (собрания священных текстов зороастрийцев).

На Руси язычество представляет Ясна — учение о мире и о жизни.

ЯСНЫЙ  я́сен, ясна́, я́сно, укр. я́сний, др.-русск., ст.-слав. ѩснъ αθριος (Супр.), оуѩшнѩти "делать ясным" (Долобко, RЕS 6, 30), болг. я́сен, я́сна, сербохорв. jа̏сан, jа̏сна, словен. jásǝn, ж. jásna, чеш., слвц. jasný, польск. jasny, в.-луж., н.-луж. jasny. Отсюда ясня́ "просека", я́ска "яркая звезда". От праслав. *(j)ěsnъ родственно лит. áiškus "ясный, четкий", ýškus – то же, éiškus – то же, éiškiai – нареч., а также и́скра, далее сближают с др.-инд. уác̨аs ср. р. "великолепие, пышность, блеск" (Педерсен, IF 5, 43; Траутман, ВSW 4; Френкель, Lit. Wb. 3; Бернекер I, 276; Эндзелин, СБЭ 55). (Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс)

Ясень — одно из Священных Деревьев, как и дуб, воплощал собой Древо Мира. Он олицетворял связь миров — Богов и людей или духовного и материального начал. Владимир Даль утверждает, что название происходит от слова «ясный», «светлый». От праслав. *аsеnь родственно лит. úosis ж., род. п. úosies, úosis м., род. п. úosio "ясень", лтш. uôsis, др.-прусск. woasis, лат. ornus "вид ясеня, копье" (*оsеnоs), кимр. оnn-еn "fraхinus" (пракельт. *osnā), греч. χερ-ως "белый тополь", далее – др.-исл. askr "ясень", алб. аh "бук", греч. ξη "бук, копье", арм. hаc̣i "ясень". (Вспоминается Один, пронзенный священным копьем, и «приколотый» им к ясеню Иггдрасиль — Древу Мира).

Осетинское УРС/ОРС (белый) В.Абаев возводил к иран. aurusa- (из *arusa-); ср. пехл. arus, ав. aurusa- ’белый’, др.инд. аrusа- ’красноватый’, ’огненного цвета’.

Здесь следует пояснить, что в старину белый, красный, золотой и черный почитались как божественные цвета (цвет Солнца на небе: от чёрного, через золотой и белый до алого) и зачастую обозначались единым словом. Так всем знакомо словосочетание ЧЕРВОННОЕ ЗОЛОТО, означающее красный его оттенок, и созвучное ЧЁРНОМУ цвету. Или латинское АЛЬБА /белый/ сходное с доиндоевропейским АЛЫЙ и созвучное тюркскому АЛТЫН /золото/.



Теперь о племенах, почитавших Ясса:
Поляне
Польские хронисты 15-го века Длугош и Меховский (кн. 1, гл. 2, стр. 2) пишут, что племя Полян (Poleniow) сарматское.
Антропологически Поляне восходят к скифо-сарматскому населению (по Т.И. Алексеевой).


Геты
Готы — давние соседи славян. Прокопий Кесарийский (VІ в.) и др. греческие историки говорят, что Готы раньше назывались Гетами, а также скифами, савроматами, меланхленами, аланами и др. именами, что под именем готов народ этот стал известен римлянам только при императоре Траяне, 106 г. По Р.Х., во время его войн.

Прокопий Кесарийский сообщает следующее: «Вандалы прежде жили около Меотиды (Азовское море. — К.П.). Страдая от голода, они направились к германцам, называемым теперь франками, и к реке Рейну, присоединив к себе готское племя аланов» (Война с вандалами, кн. 1, III, 1).

Франческе Иренико в 42 главе I книги пишет, что от готов происходят анты, авары, скиры, аланы и другие народы. С этим утверждением согласуются также свидетельства Аблавия, Иордана Аланского и Павла Барнефрида.


Аланами называли союз восточно-сарматских кочевых племен. В русских летописях аланы назвались словом «ясы».

Ясы (венг. Jászok) — этническая группа в Венгрии, первоначально одно из аланских племён, пришедшее на территорию Венгрии в XIII веке.

P.S.
Венгерсоке имя Язмин (как и французское Жасмин)
образовано от персидского Ясмин – «цветок жасмина». С арабского же оно переводится как «райский цветок». Жасмин декоративный кустарник с белыми пахучими цветами, который любили и почитали многие народы. Он считался символом чистоты и непорочности в Индонезии и Индии, почитался также как цветок Девы Марии, и поэтому был украшением невесты. Произноситься это имя может по-разному: Джасмин (Англия), Жасмина (Болгария), Жажмин (Португалия), Ясмин (Финляндия). Уменьшительная форма имени: Жасминка, Миночка, Ясечка, Ясочка.
Сокращенная форма французского слова жасмин (jasmine) jass.

Река Аксай течет по нескольким районам Чечни и Дагестана и по-другому называется Яссе или Ясси. Подобное название носят ещё несколько рек на территории России, поскольку с тюркского слово аксай переводится как «белый (светлый) поток». Нетрудно догадаться, что имя Яссе несёт тот же смысл ясный, светлый, белый, и восходит к временам до проникновения тюрок на Кавказ. Аксай является лишь позднейшей калькой с него.
Tags: Асман, Ясмень, аланы, божество славян, геты, готы, поляне, сарматы, ясса, ясы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments